Юрий Гладильщиков. Игры патриотов

Государство намерено финансировать только идеологически выдержанные фильмы. Даже если они окажутся никчемными.

С 1 апреля Фонд кино начинает анализировать заявки на конкурс сценариев, на основании которого будут финансироваться многие фильмы 2016-17 годов. Лучшие заявки сходу получат поощрительные премии по 100 000 рублей. Лучшие написанные сценарии – в августе – по 900 000 и, главное, господдержку на их режиссерскую реализацию. Сценарии можно писать лишь на строго обозначенные ура-патриотические темы.

Все привыкли, что есть министерство Владимира Мединского. Но есть и спаянный с ним Фонд кино. Формально это разные, но равно государственные организации. Фонд — усеченный аналог бывшего государственного комитета по кинематографии. И именно он теперь — главный распределитель госдотаций на наиболее идеологически значимые кинопроекты.

В попечительском совете фонда, наряду с другими, Олег Добродеев, Станислав Говорухин, Карен Шахназаров и Никита Михалков, а в экспертном – сопродюсер фильмов Михалкова Леонид Верещагин (председатель этого совета), а также Федор Бондарчук, давний соратник Эрнста Анатолий Максимов, их общие друзья – продюсеры и режиссеры – Джаник Файзиев и Тимур Бекмамбетов, другие представители продюсерской элиты — Сергей Сельянов и Игорь Толстунов, всегда непредсказуемый Ренат Давлетьяров, главы ведущих киносетей – компания пестрая, в которой много авторитетных для автора этих строк персон, но в целом руководимая. Все свои.В прошлые годы Фонд кино иногда финансировал и стоящие проекты. Например, при его участии создан «Левиафан». Теперь, судя по объявленному конкурсу сценариев, фонд будет делать ставку лишь на то, что полезно Кремлю. На конкурс принимались заявки, которые соответствуют одной из десяти обозначенных тем:

1) «Крым в истории России», 2) «К 25-летию августовского путча 1991 года: мифы и реальность», 3) «Петр I», 4) «Русско-японская война 1905 года: победа, обернувшаяся поражением», 5) «К 100-летию событий 1917 года», 6) «Битва за Ленинград. Невский пятачок», 7) «О выдающихся советских и российских ученых», 8) «О людях трудовых профессий», 9) «О легендарных отечественных спортсменах и их победах», 10) «О дружбе народов в Российской Федерации».

Умному человеку не надо растолковывать, что подобный набор конкурсных тем мог быть спроектирован даже не при брежневском застое – тогда государство спонсировало заставлявшие восторгаться интеллигентную публику фильмы Андрея Тарковского, Киры Муратовой, Андрея Смирнова, Марка Захарова, Эльдара Рязанова, Георгия Данелии, обоих братьев Михалковых, Глеба Панфилова, Вадима Абдрашитова. Такой конкурс мог возникнуть только в конце 1940-х — начале 1950-х – в момент окончательного кризиса сталинской идеологии.

А можно, кстати, я поучаствую? Я чуточку опоздал с заявками, но вдруг они окажутся лучшими и жюри все-таки их выберет?

ПРО КРЫМ В ИСТОРИИ. Весна 1853-го, преддверие Крымской войны. ЦРУ во главе с его шефом Алленом Даллесом планирует захват Крыма с целью лишить Российскую империю бухт Севастополя и разместить там Шестой флот ВМС США. Помощница президента Линкольна Дженнифер Враки развертывает  пропагандистскую войну против России, пытаясь расколоть обитающие в Крыму дружественные национальности. Но мичман Панин дает бой американской пропаганде и пресловутым «морским котикам». Пропаганда и котики побиты, а главную победу над американскими броненосцами обеспечивает парусная эскадра адмирала Ушакова, применившая невиданный прежде маневр: они – прямо, а мы – направо.

ПРО ПУТЧ 1991-ГО, ЕГО МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ. ЦРУ во главе с Даллесом планирует развал СССР. Слабовольный президент Дергачев следует указаниям западных политтехнологов. Тут-то собирается группа отважных патриотов, в которой есть и русские, и латыши (ведь Прибалтика мечтает сохранить себя в составе СССР и сторонится Европы), объявляющая себя ГКЧП. Но национал-предатели Ельчин (чей сын Антон сызмальства настроен на карьеру в Голливуде), Кравчук-Яценюк и Бушкевич (белорусский родственник Бушей) где-то в лесу… в непроходимой пуще… окончательно разваливают Союз. Им помогают агенты ЦРУ – миллиардеры Утинский и Осиновский, а также национал-предатели во главе с лидером пятой колонны, родственником известного европейского анархо-либерала Егором Годаром. Финал невеселый, но фильм завершается грозным титром: «Продолжение от России, ОДНАКО, следует!».

ПРО ТРУДОВЫЕ ПРОФЕССИИ. Простые парни и девчонки, все как один непьющие, некурящие, обожающие дзюдо и горные лыжи, хотят восстановить экономическую мощь страны. Но у них для этого нет завода. Ни одного во всем Подмосковье. Тогда они за три дня отстраивают завод в ближайшем детском саду, где сейчас весенние каникулы, и начинают с помощью мощного кузнечного пресса, изобретенного местным гением Кулибиным, выковывать там отечественный смартфон – ё-мобилу, которая побивает все зарубежные аналоги. Любовь прилагается.

ПРО ДРУЖБУ НАРОДОВ. После ответных санкций России на западное западло и ориентации народа на отечественный буряк в Москве проходит ярмарка сельхозтоваров. Разумеется, на ВДНХ. Фильм начинается с песен и плясок колхозников разных народностей РФ. Выделяются якуты, предложившие новый съедобный товар: пирожки с алмазами. Тут-то под фонтаном «Дружба народов» и встречаются жительница Воркуты (ее национальный наряд – телогрейка с ушанкой) и представитель народов Северного Кавказа. Она – свинарка; поголовье ее заполярных хрюш уже покрыло потребность России в свиных ножках для холодца. Он – пастух, чьи сыры оставили позади французские, голландские и швейцарские. Весь остальной фильм герои поют и танцуют. Их свадьбе пытается помешать лидер оппозиции, наглый гей и агент ЦРУ. Он фальсифицирует письмо от пастуха к свинарке, изображая, будто тот не умеет писать по-русски. Но свинарка знает, что, судя по результатам ЕГЭ последних лет, лучший русский демонстрируют именно представители Кавказа. И не поддается на провокацию. В финале героям приветственно машут серпом и молотом мухинские Рабочий и Колхозница.

Вы скажете: пародия. А так ли уж сильно с точки зрения исторической правды предложенные мной заявки отличаются от сценариев главных отечественных якобы исторических блокбастеров, профинансированных упомянутым Фондом кино – того же «Поддубного»? Одинаковая туфта.

Так что есть все основания полагать, что чем посредственнее и наглее будет сценарий, направленный в Фонд кино в качестве (якобы) исторического, то тем больше у него шансов на успех. Главное, чтобы в сценарии звучало: «Оле-оле-оле! Россия, вперед!»

Я не верю, что из сценарного конкурса может выйти путное. По элементарным причинам. Шестерки не способны сотворить настоящее кино – как и настоящую литературу либо театр. А не-шестерки, за редким исключением, за дело и не возьмутся. У нас в 2000-е в кино появились новые талантливые кинопоколения от тех, кому сейчас по 24-25, до тех, кому едва за сорок. Проблема не в том, что эти люди не патриоты. Проблема в том, что у них и государства разные понятия о патриотизме. Вступать в любое идеологическое сотрудничество с государством в ситуации, когда патриотизм – это последнее прибежище негодяев, безусловно постыдно. Так что главными участниками главного государственного киноконкурса станут серые мыши – приспособленцы.

Важно и то, что сам по себе подбор тем для сценарного конкурса, как верно заметил мой коллега Андрей Плахов, — это проявление цензуры. А значит, написание сценариев на заданные темы (это уже я добавляю) неизбежно приведет к худшему – самоцензуре. Сочинять в условиях самоцензуры – это творческий грех и профессиональная катастрофа.

Мне возразят: а почему же тогда в советское время госзаказ содействовал появлению феноменальных картин? Объясню. В СССР 1920-1930-х кинематограф по уровню режиссуры, техническому оснащению не уступал голливудскому. Кроме того, те, кто первым просматривал кино, понимали в нем на порядок больше и Мединского, и прочих представителей нынешней власти. В частности, понимал Сталин, который просматривал все новые советские фильмы у себя на даче и давал им оценку. Он, возможно, и дьявол, но кино чувствовал – именно потому, что дьявол.

Но даже при Сталине советское кино рухнуло – после вызвавшей истинный кинопатриотизм Великой Отечественной. Смотреть фильмы, сделанные между окончанием войны и оттепелью, с 1946-го по 1957-й, за редкими исключениями, невозможно – фальшь стопудовая. Символы этих трухлявых киновремен СССР — «Падение Берлина», в котором Сталин якобы торжественно прилетает в поверженную столицу Гитлера. И завиральные «Кубанские казаки», хотя там и звучат две-три изумительные песни.

Наши киновласти делают сейчас ставку на самые трухлявые советские киновремена. И чего они добьются? Да ничего, кроме собственного временного благополучия. Которое им в итоге, уверен, отольется.

Источник.