Кино на дне. Кое-что о дне российского кино
День 27 августа был назначен при Брежневе днем российского кино по тому неуважительному поводу, что 27.08.1919 года отечественный кинематограф приватизировала захватившая власть партия большевиков, которая не в первый и не в последний раз солгала, назвав приватизацию “национализацией”. И если отмечать этот день сейчас, то с черной повязкой на рукаве в знак траура по утраченной независимости российского кино от государства, точнее, от правящего чиновничьего класса. Тем более, что нынешнее его (кинематографа, а не класса) положение совсем худое вследствие общих политико-экономических катаклизмов, а в частности – из-за бездарной политики министерства культуры, за три года превратившегося в министерство пропаганды, оно же «министерство-против-культуры». Достаточно сказать, что
1) в последние годы доля сборов отечественных фильмов в родном прокате снижалась, а в минувшем июле упала до позорной величины 1,6%;
2) ни один из выпущенных к 70-летию победы над Германией дорогостоящих и пафосных военных фильмов не окупился, а из всех вышедших в этом году российских картин неубыточными оказались всего три;
3) на втором после «Кинотавра» крупном фестивале российского кино в Выборге ни большое жюри, ни Гильдия киноведов и кинокритиков не смогли найти в конкурсе фильма, достойного «Золотой Ладьи» или «Белого Слона», чего в истории наших кинофестивалей до сих пор не было, как не было и того, чтобы на закрытии кинофорума показали столь постыдный фильм, как «72 часа», сфабрикованный под эгидой пресловутого ВИО (военно-исторического общества), которое давно называют ВРИО;
4) в этом году еще ни один российский фильм не отмечен на крупных зарубежных кинофестивалях.
Ничего другого и не стоило ждать ввиду того, что кинематографистов, как в сталинские годы, опять стали считать прислугой, обязанной продвигать в массы идеологию чиновников или, как они сами выражаются, внушать зрителям «чувство гордости за свою страну». Как пели в чиновничьем гимне из «Забытой мелодии для флейты», «мы не сеем, не не пашем, не строим – мы гордимся общественным строем». Но даже те зрители, которые одобряют нынешнюю политику России, не горят желанием платить свои кровные за просмотр чиновничьей «заказухи» из которой торчат волосатые уши заказчиков и которая состряпана приспособленцами под лозунгом «нам нужно позитивное (или «жизнеутверждающее») кино». Насаждение конформизма – вполне осознанная цель тех, кого, как говорили в советские годы, «кинули на кино». И теперь они его «кинули» в том просторечном смысле, в котором это слово употребляется сейчас. А ведь это еще не вечер. Вечер, если не ночь, ждет нас в 2016 году, который имеет немалые шансы стать годом забитого кино.
Впрочем, если не думать о возможной тризне и верить в значение символических дат, то отмечать день национального кинематографа следует в день его рождения, имевший место 28 октября 1908 года, когда вышла «Понизовая вольница». Очевидно, что ни правительство, ни Дума, ни Минкульт, ни подвластный михалковский СК на это не согласятся, но КиноСоюз, в свое время поддержавший это предложение, может проявить ненавистную верхам и их подголоскам низовую вольность и демонстративно отпраздновать его без соизволения.